суббота, 14 июня 2008 г.

Про демиургов

Без заголовка

-Я уже умер?-спросил человек.
-Угу,― кивнул демиург Шамбамбукли, не отрываясь от изучения толстой внушительной книги.― Умер. Безусловно.
Человек неуверенно переступил с ноги на ногу.
-И что теперь?
Демиург бросил на него быстрый взгляд и снова уткнулся в книгу.
-Теперь тебе туда,― он не глядя указал пальцем на неприметную дверь.― Или туда,― его палец развернулся в сторону другой, точно такой же, двери.
-А что там?― поинтересовался человек.
-Ад,― ответил Шамбамбукли.― Или рай. По обстоятельствам.
Человек постоял в нерешительности, переводя взгляд с одной двери на другую.
-А-а… а мне в какую?
-А ты сам не знаешь?― демиург слегка приподнял бровь.
-Ну-у,― замялся человек.― Мало ли. Куда там мне положено, по моим деяниям…
-Хм!― Шамбамбукли заложил книгу пальцем и наконец-то посмотрел прямо на человека.― По деяниям, значит?
-Ну да, а как же ещё?
-Ну хорошо, хорошо,― Шамбамбукли раскрыл книгу поближе к началу и стал читать вслух.― Тут написано, что в возрасте двенадцати лет ты перевёл старушку через дорогу. Было такое?
-Было,― кивнул человек.
-Это добрый поступок или дурной?
-Добрый, конечно!
-Сейчас посмотрим…― Шамбамбукли перевернул страницу,― через пять минут эту старушку на другой улице переехал трамвай. Если бы ты не помог ей, они бы разминулись, и старушка жила бы еще лет десять. Ну, как?
Человек ошарашенно заморгал.
-Или вот,― Шамбамбукли раскрыл книгу в другом месте.― В возрасте двадцати трёх лет ты с группой товарищей участвовал в зверском избиении другой группы товарищей.
-Они первые полезли!― вскинул голову человек.
-У меня здесь написано иначе,― возразил демиург.― И, кстати, состояние алкогольного опьянения не является смягчающим фактором. В общем, ты ни за что ни про что сломал семнадцатилетнему подростку два пальца и нос. Это хорошо или плохо?
Человек промолчал.
-После этого парень уже не мог играть на скрипке, а ведь подавал большие надежды. Ты ему загубил карьеру.
-Я нечаянно,― пробубнил человек.
-Само собой,― кивнул Шамбамбукли.― К слову сказать, мальчик с детства ненавидел эту скрипку. После вашей встречи он решил заняться боксом, чтобы уметь постоять за себя, и со временем стал чемпионом мира. Продолжим?
Шамбамбукли перевернул еще несколько страниц.
-Изнасилование ― хорошо или плохо?
-Но я же…
-Этот ребёнок стал замечательным врачом и спас сотни жизней. Хорошо или плохо?
-Ну, наверное…
-Среди этих жизней была и принадлежащая маньяку-убийце. Плохо или хорошо?
-Но ведь…
-А маньяк-убийца вскоре зарежет беременную женщину, которая могла бы стать матерью великого учёного! Хорошо? Плохо?
-Но…
-Этот великий учёный, если бы ему дали родиться, должен был изобрести бомбу, способную выжечь половину континента. Плохо? Или хорошо?
-Но я же не мог всего этого знать!― выкрикнул человек.
-Само собой,― согласился демиург.― Или вот, например, на странице 246 ― ты наступил на бабочку!
-А из этого-то что вышло?!
Демиург молча развернул книгу к человеку и показал пальцем. Человек прочел, и волосы зашевелились у него на голове.
-Какой кошмар,― прошептал он.
-Но если бы ты её не раздавил, случилось бы вот это,― Шамбамбукли показал пальцем на другой абзац. Человек глянул и судорожно сглотнул.
-Выходит… я спас мир?
-Да, четыре раза,― подтвердил Шамбамбукли.― Раздавив бабочку, толкнув старичка, предав товарища и украв у бабушки кошелёк. Каждый раз мир находился на грани катастрофы, но твоими стараниями выкарабкался.
-А-а…― человек на секунду замялся.― А вот на грань этой самой катастрофы… его тоже я?..
-Ты, ты, не сомневайся. Дважды. Когда накормил бездомного котёнка и когда спас утопающего.
У человека подкосились колени и он сел на пол.
-Ничего не понимаю,― всхлипнул он.― Всё, что я совершил в своей жизни… чем я гордился и чего стыдился… всё наоборот, наизнанку, всё не то, чем кажется!
-Вот поэтому было бы совершенно неправильно судить тебя по делам твоим,― наставительно произнёс Шамбамбукли.― Разве что по намерениям… но тут уж ты сам себе судья.
Он захлопнул книжку и поставил её в шкаф, среди других таких же книг.
-В общем, когда решишь, куда тебе, отправляйся в выбранную дверь. А у меня еще дел по горло.
Человек поднял заплаканное лицо.
-Но я же не знаю, за какой из них ад, а за какой рай.
-А это зависит от того, что ты выберешь,― ответил Шамбамбукли.


Цепная реакция

Когда создаешь новый мир,— произнес демиург Мазукта, вальяжно развалясь в кресле,— не оставляй в нем никаких недоделок. В частности, обязательно ликвидируй все нестабильные элементы, иначе рано или поздно мирбудет уничтожен цепной реакцией.
— А, знаю,— кивнул демиург Шамбамбукли.— Цепная реакция — это когда расщепляется ядро урана.
— Неверно,— строго нахмурился Мазукта.— Цепная реакция — это когда одна страна первой расщепляет ядро урана, и сразу остальным тоже хочется.

Самое ценное

Демиург Мазукта пришел в гости к своему другу демиургу Шамбамбукли и принес тортик.
— Ой, привет! — обрадовался Шамбамбукли.
— Заходи, садись. Я сейчас приготовлю чай. Тебе какой — жасминовый или шиповниковый?
— Мне кофе,— ответил Мазукта и прошел в комнату. Сел в одно из кресел и стал ждать хозяина.
Скоро появился сам Шамбамбукли, с подносом в руках. Вручил Мазукте чашечку дымящегося кофе, себе налил из чайника кружку чая, взял кусок пирога и сел — но не во второе удобное кресло, а на колченогую табуретку.
— Усмиряешь плоть? — с интересом спросил Мазукта.
— Ты о чем? — не понял Шамбамбукли.— А, о табуретке?. .Нет, конечно. Она ведь предмет роскоши.
— Хм? — не поверил Мазукта.
— Это подношение от людей. Они мне самое ценное не пожалели. Теперь

как-то даже неловко было бы не пользоваться. Ты видишь, из какого дерева она сделана?
Мазукта пригляделся.
— Из серого и занозистого. Названия не помню. А что в нем такого роскошного?
Шамбамбукли вздохнул.
— Это дерево очень редкое. Его вообще не должно было остаться в мире, я старался все ростки уничтожить еще в самом Начале. Но вот не уследил.
— А-а… — протянул Мазукта.
— Я вот не понимаю,— Шамбамбукли задумчиво отхлебнул из кружки.— Я ведь так старался! Я засадил всю землю совершенно замечательной растительностью! Розовое дерево, черное дерево, даже фиолетовое дерево — и все растут повсеместно, далеко ходить не надо. Чудная древесина, долговечная и податливая, целебные плоды, даже листья можно в чай заваривать (кстати, зря отказываешься, попробуй — рекомендую). А люди…
Он махнул рукой и снова отхлебнул.
— Что — люди? — переспросил Мазукта.
— Они их на дрова пускают,— мрачно отозвался Шамбамбукли.— А лечатся какой-то химической дрянью и безграмотными заговорами. Зато вот такой сорняк,— он пнул носком ножку табуретки,— специально везде разыскивают и ценят на вес золота. Почему так? Ведь невзрачная совсем коряга, и в обработку мало годится, и колючая к тому же…
— Видишь ли,— наставительно поднял палец Мазукта,— люди гораздо больше ценят не то, что лучше, а то, что труднее достать.

Без заголовка
-Привет,- сказал демиург Шамбамбукли.
-А ты кто?- спросил человек.
-Я твой демиург.
Человек поднялся на ноги и оглядел приемную демиурга.
-Этого не может быть,- заявил он.- Почему я тут?
-Потому что ты умер, вероятно,- предположил Шамбамбукли.
-Невозможно,- помотал головой человек.- Я никак не мог сюда попасть.
-Почему?- удивился Шамбамбукли.
-Потому что при жизни я не верил в тебя. Атеисты не попадают в царствие небесное!
-Кто тебе это сказал?
-Священник, разумеется. Ему виднее.
-Странное утверждение,- пожал плечами Шамбамбукли.- По этой логике выходит, что если ты не веришь в дождь, то никогда не промокнешь?
-Значит, священник ошибался...
-Не обязательно,- заступился за священника Шамбамбукли.- Может, просто решил пошутить.
-Ну и куда мне теперь?- спросил человек.- В ад, я полагаю?
-Ад?- Шамбамбукли заинтересованно склонил голову набок.- А что это такое?
-Страшное место,- сообщил человек,- специально для грешников. Их там мучают. Стегают крапивой, щекочут перышком в носу и заставляют учить древние языки. Причем всё это - одновременно.
-Какой кошмар!- ужаснулся Шамбамбукли.- Но кто бы тебе это ни рассказал, он тоже пошутил. А ты и поверил.
-То есть, что же получается?- удивился человек.- Мне ничего не будет?
-За что?
-За то, что я не верил, будто наш мир создан демиургом! Весь этот огромный, непостижимый мир, во всём его многообразии, со всеми людьми и животными, с мириадами звезд, с каплями дождя, ночными светлячками и утренней росой - кем-то создан? Как это может быть?! То есть... я извиняюсь, конечно, но...
-Ничего страшного,- Шамбамбукли с улыбкой положил ладонь на плечо человеку.- Я и сам иногда не могу в это поверить.

Комментариев нет:

Add to Technorati Favorites Все сайты Израиля. Israel.